С момента атаки ВСУ на Курскую область активизировались и украинские центры информационно-психологических операций (ЦИПсО). Свои диверсии они совершают не на поле боя, а в сети, тем не менее нельзя недооценивать урон, который они могут нанести.
Основной упор провокаций — это запугивание, деморализация, раскачивание панических настроений, намерение усложнить работу госорганов и медучреждений, вымогательство денег, перегрузка дорог, создание ажиотажного спроса на группы товаров, а также сбор персональных данных. Подробнее о методах работы ЦИПсО и защиты от них — в нашем материале.
Дипфейки
Можно с уверенностью сказать, что украинские ЦИПсО подвязались на ниве низкопробных дипфейков. Почти в промышленных масштабах появлялись фальшивые видео с главами регионов. Так, один из первых дипфейков с «двойником» врио губернатора Курской области Алексеем Смирновым появился буквально через несколько часов после атаки ВСУ на регион.
В ложном видео политик говорил о необходимости мужчин явиться в военкоматы «для получения оружия». Подделка была низкого качества с неестественной мимикой и роботизированным голосом. Расчет был на раскачивание панических настроений граждан, особенно неопытных пользователей сети, которые на фоне неразберихи могли принять ролик на подлинный. А так выглядел оригинал.
Примечательно, что то же самое видео использовалось в другом дипфейке с Алексеем Смирновым. В ролике-подделке врио губернатора предупреждает жителей Курской области о якобы предстоящей в ближайшее время эвакуации всего региона.
Другие топорные подделки были выполнены с «аватарами» глав Запорожья и Белгородской области.
В них говорилось о якобы необходимости переброски войск. Таким образом раскачивался проукраинский нарратив о сложной ситуации на Курском направлении. Чтобы закрепить эту риторику, украинская сторона вбрасывала дипфейки, где говорилось о необходимости масштабной, а не точечной эвакуации.
Необходимость мобилизации
Российский президент Владимир Путин и Минобороны РФ подтверждали, что в новой волне мобилизации нет необходимости. Частичная мобилизация в РФ закончилась осенью 2022 года. Однако украинские ЦИПсО активно раскачивают эту тему на фоне тригерных событий. Эта тема снова стала предметом для фейков в украинских медиа после попытки вторжения ВСУ в Курскую область.
В сети стали тиражировать фейк о том, что Владимир Путин якобы объявил о начале мобилизации. Дезинформацию об этом с подачи украинских ЦИПсО стали распространять и западные медиа. Так, Bloomberg писал, что из-за ситуации в Курской области российской армии не хватает новых резервов, поэтому новая мобилизация якобы начнется в конце года.
Кроме этого, по сети стал распространяться дипфейк с министром обороны РФ Андреем Белоусовым, где его цифровой двойник призывал к мобилизации жителей новых регионов для защиты Курской области. Видео, сгенерированное ИИ, было низкого качества, с плоской роботизированной интонацией и весьма неубедительным.
Цель подобных информационных кампаний — не только попытаться напугать россиян, но и преувеличить масштаб действий ВСУ на поле боя и урона, который они наносят.
«Освобождение» региона
Иногда информационные вбросы ЦИПсО рассчитаны не только на внешнюю аудиторию, но и на внутреннюю. Действия ВСУ глубоко преступны: попытка вторжения в Курскую область, убийство мирных жителей, в том числе 24-летней беременной девушки, атаки БПЛА. Чтобы украинская общественность не осудила действия ВСУ, включается нарратив обеления. Черное пытаются представить белым, а попытку вторжения — «освобождением».
На фоне этого появились фейки о референдуме по выходу Курской области из состава РФ. В действительности никаких подобных мероприятий запланировано не было. Вброс распространялся исключительно по сеткам украинских и проукраинских каналов. Вероятно, неслучайно для афиши использовались цвета украинского флага.
Еще одним примером низкосортного фейка стала ложная новость о переименовании Рыльска в Рильск. В ролике было невозможно определить локацию съемки. Подъезд дома — типичный для любого жилого многоквартирного дома стран бывшего СССР. Автор видео говорит с присущим жителям Украины акцентом. QR-код на листовках ведет в подозрительный бот, в котором предлагают писать свои «вопросы и предложения».
На фоне фейка о полном взятия Суджы, украинские ЦИПсО начали якобы сдавать в долгосрочную аренду квартиры в городе. Однако к реальности фотографии из объвлений были взяты из интернета. Так, к примеру, была использована фотография комнаты из Москвы. Объявление архивное, кадр был сделан в 2018 году.
Другое фото взято из подборки по поиску «кухня в стиле советского времени».
Подобные вбросы, рассчитанные на внутреннюю украинскую аудиторию, часто несут глубоко русофобский и оторванный от реальности характер. Так, украинские провокаторы устроили спам-атаку на сервис Google Maps, загружая фото различных инфраструктурных объектов с украинской государственной символикой. На фоне отсутствия реальных побед перешел перенос в виртуальную среду, где украинские пользователи, накачанные ЦИПсО, как в компьютерной игре, стремились поставить отметку на карте, попутно оставляя комментарии оскорбительного характера.
«Охота на селфи»
На фоне отсутствия реальных побед на фронте фейкоделы создают альтернативную реальность. Подобные «хорошие новости», сделанные с помощью фоторедакторов, вероятно, хоть ненадолго помогают ЦИПсО поддерживать боевой дух и отвлекать общественность от патового положения. Важной частью стала так называемая охота на селфи, когда украинская сторона делает фото и видео на фоне дорожных указателей или знаковых достопримечательностей. Делается это либо небольшой ДРГ, которая доходит до объекта, а потом уходит, либо в фоторедакторах или за счет специальной бутафории.
Часть таких вбросов, которые ЦИПсО пытается скармливать недалекой аудитории, достаточно легко опровергаются, если не сказать высмеиваются. Так, публикация указателя «Курськ 10» стала резонансной. Украинские ЦИПсО пытались убедить, что находятся на подступах к городу.
Но выяснилось, что это было отредактированное фото украинской таблички, где 108 км превратили в 10, затерев последнюю цифру. Подделку выдал дубляж написания латиницей, не свойственный для России, а также украинская орфография с мягким знаком «Курськ».
Не менее громким стал аналогичный фейк с табличкой города Льгов в Курской области. Для этого украинские реквизиторы сделали вывеску с названием города. Однако хлипкая и невысокая бутафория на одной ножке не убедила пользователей сети. Она не соответствовала российскому ГОСТу и разительно отличалась от реальной таблички с двумя опорами.
Виртуальные победы
Тема виртуальных побед — частый гость в методичках ЦИПсО. Большинство таких фейков создается с помощью архивных видео, незамысловатых постановок и кликбейтных заголовков.
К примеру, в соцсетях разошелся ролик, в котором утверждалось, что украинские танки зашли в Курск. Но выяснилось, что видео было снято в Киеве во время подготовки к параду 3 года назад.
Архивное видео использовали и для фейка о «русском мальчике», который якобы радостно берет у солдата ВСУ шеврон. Обман выдали снег в августе, украинский акцент ребенка и его теплая одежда.
Не гнушаются ЦИПсО и постановочных видео. Например, с «партизанами» Суджи, которые говорят, что готовы пойти против федеральных властей. Подделку выдали комплементарная риторика в адрес ВСУ, украинский акцент и реклама сайта с украинским доменом.
Еще одной виртуальной “победой” стал сюжет о якобы переходе города Суджа под полный контроль ВСУ. Но в действительности это не так. Во-первых, место трансляции с журналисткой в кадре — это Мемориал Вечной славы в украинском городе Сумы, а не в Курской области.
В ролике есть и кадры зданий, которые сняты из машины — на них частная клиника «Земский доктор» и отделение «Сбербанка». На «Яндекс.Картах» видно, что офисы находятся в северо-западной части города, где снимают большинство украинских репортажей.
Также публиковалось видео о якобы захвате ВСУ стратегического ядерного объекта в Курской области. На самом деле оно было снято в одном из музеев на Украине. Вброс был настолько неправдоподобным, что даже украинские пользователи не поверили в него, о чем свидетельствовали комментарии в сети.
Существует версия, что подобные примеры успехов, пусть и исключительно виртуальных, идут в отчет ВСУ и могут влиять на то, насколько быстро западная сторона будет поставлять Украине вооружение.
Фейковые документы
Чтобы создать иллюзию правдоподобности, украинские ЦИПсО могут использовать в своих вбросах различные документы. Таким образом, у пользователей может возникать больше доверия к подобных информационным диверсиям. Однако пристальное изучение подобных бумаг (как формы, так и содержания) выдает обман.
К примеру, в фейке о том, что в Курской области якобы создадут военные госпитали на базе гражданских больниц неправильно было указано название медучреждений.
Также не существовало и указа, который обязывал женщин Башкирии отправиться в Курскую область для сдачи крови.
Еще в одной фальшивке говорилось о мобилизации женщин с навыками оказания медпомощи, но документ имел несколько содержательных и орфографических ошибок.
Псевдоэвакуация
Фейков об эвакуации в Курской области и других приграничных районах было достаточно много. Основная цель ЦИПсО в этом случает — рост панических настроений, срыв работы госорганов и медучреждений, перегрузка дорог, также самое опасное — сбор в одном месте большого количества людей для атаки ВСУ.
Часто такие вбросы могут выглядеть правдоподобно. Так, в фейке об эвакуации из Курской области провокаторы использовали стилистику Оперштаба региона. В тексте сообщений, они указывали дороги, по которым нужно уезжать, чтобы создать транспортный коллапс и обеспечить большое скопление людей в одной точке.
Подобными вбросами регулярно пугают и жителей Белгородской области. Поэтому важно проверять информацию в официальных источниках.
Дефицит топлива и продовольствия
Фейки ЦИПсО о том, что в Курской области якобы наблюдается дефицит топлива и продовольствия призваны создать ажиотажный спрос на определенную группу товаров и посеять панику. Однако подобные вбросы легко опровергаются фактами и свежими снимками из магазинов.
Сюда же можно отнести фейк о дефиците донорской крови в Курской области. Его задачей было посеять панику и сыграть на эмоциях населения.
Шантаж и выманивание персональных данных
Еще одним приемом ЦИПсО становится мошенничество. Злоумышленники писали жителям Курской области в мессенджерах под предлогом поиска пропавших лиц, вывоза людей или животных на безопасные территории. Однако никакой реальной помощи они не оказывали.
Также ЦИПсО собирали персональные данные жителей Курской области для корыстных целей и распространения дезинформации. Публиковать личные данные в открытых источниках недопустимо, их могут использовать для шантажа и создания фейков.
Выводы
Несмотря на то, что порой ЦИПсО публикуют нелепые фейки, недостоверность которых понятна даже школьникам, иногда их информационные диверсии могут быть опасными. Злоумышленники могут обладать высокими навыками социальной инженерии, а также целиться на людей в стрессе, которые порой не способны адекватно оценить ситуацию.
Важно соблюдать цифровую безопасность и гигиену. Доверяйте только проверенным источникам. Будьте бдительны и отсеивайте информацию, которую публикуют непроверенные каналы, особенно, если они пытаются сыграть на эмоциях.
Хотите опубликовать свой разбор на сайте «Лапша Медиа»? Как это сделать — подробно рассказываем здесь.